Sergey (sergeiv) wrote,
Sergey
sergeiv

Мнение про художественный фильм "Гладиатор" - продолжение.

То звонят, то отвлекают - не судьба расписать так подробно, как хотел, да и не надо наверное.

Перейду к выводам.

Официальный синопсис сообщает: When a Roman general is betrayed and his family murdered by an emperor's corrupt son, he comes to Rome as a gladiator to seek revenge.

Назначение Максимуса "наследником" в обход законного претендента Комода это смертный приговор Комоду при "благоприятном" развитии событий и гражданская война при неблагоприятном. На что гражданин Аврелий рассчитывал, публично унижая Комода до и сообщая ему "радостную" новость в личной беседе после своего гениального решения - непонятно. Скорее всего, считал его не способным на серьезное сопротивление и надеялся, что сынок сам, добровольно пойдёт под ножи. А тот, удивительное дело, не захотел!

Шансы Максимуса и его семьи с сыном (наследником) выжить в новом статусе в Риме стремятся к нулю, что и доказали события фильма. Выбора ему дорогой наставник не оставил, просьбу отпустить домой отверг, а информацию о новом назначении слил без его ведома и разрешения. Замечательно, как быстро генерал забыл про жену и сына, стоило ему услышать про папу-императора.

Показателен последний разговор Максимуса и Аврелия. Сначала генерал твердо отказывается, но дедушка не сдается, идёт на самые грязные трюки. Ломается Максимус на "ты мне как сын" и "принеси дедушке одеяло". Для многих, видимо, придется пояснить, что любящий отец отпустил бы генерала домой и позаботился бы о его безопасности зная, где у сыночка "слепые пятна". Так что имеет место быть банальное блядство и манипуляция, под благовидным предлогом нашего героя просто пользуют в своих интересах.

В чём заключается интерес Аврелия? На мой взгляд, после 25 лет правления он убедился в собственной неспособности "исправить" Рим и, по сути, прячется от сенаторов в преданной ему армии. Дедушка без особых иллюзий относительно себя как отца ("давай притворимся что я хороший отец") и правителя ("я принёс им только меч"), что хуже всего - он вообще не верит и не понимает, что делает и управлять страной неспособен. Точно также он неспособен ни публично признать свои ошибки, ни отречься от власти, поэтому ищет, на кого бы эту ношу скинуть, с выгодой для себя, чтобы "остаться в истории". Классическая история про "грехи отцов", когда дети (или лица их замещающие) должны, с точки зрения родителей, достигать того, что родителям достичь не удалось.

Пренебрежение, презрение и отсутствие поддержки сделали Комода начинающим психопатом. Очень доверчивым для представителя данной категории граждан и удивительно хорошо поддерживающим связь с реальностью. В постоянном страхе он признается сестре и благодаря ей же мгновенно засыпает, в одежде, что, на мой взгляд, признак нервного истощения. С другой стороны закуришь тут, когда родной папа решил поменять тебя на "хорошего мальчика". Понимание не оправдывает зверское убийство семьи Максимуса, с остальными, на мой взгляд, даже гуманно обошелся. Трагедия Комода заключается в неспособности быть самим собой, в его постоянном желании быть кем-то другим, в конечном итоге желании стать Максимусом, который лучше реального Максимуса, что приводит его на арену и к гибели. А ведь такие таланты в наблюдениях за людьми и раскалывании различных заговоров, прям жалко.

Сам Максимус при всех талантах остаётся на уровне подростка, развесив уши слушает "как папу" и оказывается не только неспособен защитить семью, но даже понять, кто именно его предал. Вдохновлять людей получается хорошо, а вот разбирается в них он не очень, в результате власть, которой он обладает в силу своих способностей и свойств личности остается ему невидима и недоступна. Замена наставника с Аврелия на Проксимо оказывается очень полезной, благо последний сходу честно заявляет "вы умрёте, а я на вас заработаю", но, к сожалению, он так и остается "героем с изьяном" и поэтому гибнет. Наверное с учетом среды, в которой даже Комод поражается, что все молча или с восторгом ему подчиняются, когда он обрекает население на голод, чтобы оплатить игры, Максимус и выглядит героем, но на настоящего героя он увы, не тянет. После гибели семьи его главным движущим мотивом является месть а заявленный им "свет, который Рим" ни он, ни окружающие так и не увидели. Разве что в отдельных проблесках заботы друг о друге и "выживем мы только вместе".

Грустное в общем кино. Темы автором успешно развиты и продолжены в художественном фильме "Царство Небесное" (режиссерская версия).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments